среда, 9 ноября 2011 г.

Задание 1


Раскрыть  понятия:
·         «компьютеризация»
·         «информационные технологии»
·         «информационно-коммуникационные технологии»

Компьютеризация
Радикальные изменения в структуре компьютеров и переход от ламповых ЭВМ к ЭВМ на полупроводниках послужили широкому их внедрению во все сферы жизнедеятельности человека.

"Компьютеризация - процесс развития индустрии компьютерных продуктов и услуг и их широкого использования в обществе; оснащение предприятий, учреждений и учебных заведений страны вычислительной техникой и повышение образовательного уровня населения в области ее применения".

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
Следует различать понятия "информатизация общества"  и "компьютеризация общества", первое является более широким понятием и направлено на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей.

Плюсы и минусы компьютеризации общества
Производительность персональных компьютеров приблизительно за десять лет возросла в несколько тысяч раз, а их стоимость наоборот, неуклонно и неотвратимо снизилась. Мир опутала паутина всемирной Сети, информация, накопленная за тысячелетия существования человечества, стала доступна любому человеку, который только пожелает ей обладать.  Появились хакеры, которые внесли новое понятие в наше общество – киберпреступления.
Однако этот, вроде бы очевидный минус, породил и не менее ясный плюс. Ведь те же самые технологии можно всегда обратить во благо. Благодаря киберконтролю и средствам слежения были пойманы тысячи преступников, отсиживающихся в своих укромных уголках. Так хакеры пришли на помощь людям.
Сетевые технологии сблизили мир, соединили между собой самые отдаленные его концы.
Сегодня любой ребенок может, сев за компьютер, общаться со своими друзьями, которые могут находиться хоть в другом полушарии. Причем такое сетевое общение спровоцировало молодежь на изучение иностранных языков.  
  Когда человек захочет прочесть новую книгу, или послушать свежую музыку, к его услугам всегда имеется INTERNET.
    Появилась  возможность совершать покупки, не выходя из дома, при помощи электронных магазинов.
 Персональные компьютеры облегчили работу врачам и учителям, пожарным и милиционерам, почтальонам и бухгалтерам, а также представителям прочих профессий. 
 Сегодня трудно встретить студента, который при подготовке к занятиям не использовал бы компьютер.
Персональные компьютеры, помимо помощи в работе, прочно вошли в досуг и личную жизнь людей.

Незаметно для окружающих, компьютер стал подменять собой все.
Все больше людей перестают совершенствоваться, заниматься своими делами, воспитывать детей, вести привычный образ жизни, отдавая все свое личное, а зачастую и рабочее время компьютеру.
У психологов и психиатров возник даже специальный термин – «компьютерная зависимость». Это зависимость от персонального компьютера, заболевание сродни алкоголизму или наркомании.
Компьютерная зависимость поражает все больше и больше молодых людей, проводящих свое свободное время перед монитором.
Так компьютер из верного помощника постепенно стал превращаться в злейшего врага человека.
Но все же, несмотря на вышеописанные недостатки, компьютерные технологии принесли немало добра людям, облегчив их труд, подарив массу новых возможностей для самореализации и творческой деятельности.
Информационные технологии
Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических,  энергетических,  трудовых факторов производства, способах их  соединения  для  создания  продукта  или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому  технология  неразрывно связана с машинизацией  производственного  или  непроизводственного,  прежде всего управленческого процесса. Управленческие  технологии  основываются  на применении компьютеров и телекоммуникационной  техники.

      Согласно определению, принятому ЮНЕСКО,  информационная  технология  — это   комплекс   взаимосвязанных,   научных,   технологических,   инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной  организации  труда  людей,  занятых обработкой  и  хранением  информации;  вычислительную   технику   и   методы организации и взаимодействия с людьми и производственным  оборудованием,  их практические  приложения,  а  также  связанные  со  всем  этим   социальные, экономические и культурные проблемы.

Информационные технологии - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. [Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. – Томск: Изд-во: Том. ун-та, 2003. – 106 с.].

Сами информационные технологии  требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой  техники.  Их введение  должно  начинаться   с   создания   математического   обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Информационно-коммуникационные технологии
Появление ИТ обусловлено развитием компьютерных, программных средств и сетей телекоммуникаций. Поэтому более развернутым является термин «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), отражающий совокупность способов и средств работы с информационными ресурсами, способов организации общения на основе различных аппаратных, программных и телекоммуникационных средств.  [ Теоретические основы создания образовательных электронных изданий/ Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г. и др. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – 86 с.]

Информационно-коммуникационные технологии — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. 

ИКТ можно определить как совокупность разнообразных технологических инструмент и ресурсов, используемых для обеспечения процесса комуникациита создания, распространения, хранения и управления информацией. Под этими технологиями подразумевают компьютеры, сеть Интернет, радио-и телепередачи, а также телефонная связь[http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Pfto/2009_5/files/ped905_77.pdf].

ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение.

 С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. 

ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.

      Данная технология необходима:
·         для формирования информационного общества.
·         для качественных изменений в структуре образовательных систем и в содержании образования. 
Среди множества ИКТ в последнее время все большую популярность приобретают спутниковые технологии, что связано с развитием российской спутниковой системы связи, запуском современных  космических аппаратов.

5 комментариев:

  1. Полагаю, что определение информационной технологии, предложенное Демкиным В.П., Можаевой Г.В. отражает специфику дистанционного обучения. И, на мой взгляд, наиболее общее определение дано в И.К.Корнеев и др. Информационные технологии: Учебник для вузов. 2007:
    Информационная технология — это совокупность средств и методов их применения для целенаправленного изменения свойств информации, определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы.
    Характеризуется наличием:
    + объекта технологии - информации (которая, в свою очередь, определяется формой восприятия и представления, содержательной интерпретацией, материальным носителем);
    + цели или результата технологии - целенаправленного изменения свойств информации, определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы. Такие изменения осуществляются с помощью различного рода информационных преобразований (сбора, накопления, регистрации, передачи, копирования информации и т.д.);
    + средств и методов технологий - комплекса технических средств, средств управления техническим комплексом, организационно-методического обеспечения.
    На мой взгляд, вопрос раскрыт достаточно полно.

    ОтветитьУдалить
  2. Вопрос раскрыт хорошо. Все понятно. Только хотелось бы видеть ссылки на источники, из которых были взяты определения

    ОтветитьУдалить
  3. Хотелось бы отметить следующие положительные моменты. На мой взгляд, была совершена весьма успешная попытка структурировать материал, подобрать определения из различных по своей направленности источников, в том числе ЮНЕСКО. Хочу отметить, что нашла в опубликованном материале вразумительное для себя определение ИТ.
    И хотелось бы сделать одно замечание по поводу форматирования текста (хотя, конечно, возможности инструмента по этому направлению далеки от совершенства).

    ОтветитьУдалить
  4. Вопрос раскрыт достаточно полно. Но действительно хочется посмотреть на источники. Может пригодятся в дальнейшем

    ОтветитьУдалить
  5. Да, согласна девочки, что есть определения где я не указала источники, но на многие я оставила ссылки. Попробую дополнить и на остальные.)))

    ОтветитьУдалить