четверг, 15 декабря 2011 г.

Задание 2


1.Дайте классификацию ИКТ.
Существуют различные классификации сегментов отрасли ИКТ, и в настоящее время в российской практике пока не сложилось единого подхода.
Рассмотрим одну из них, где отрасль состоит из двух крупных подотраслей: телекоммуникационной, предполагающей, прежде всего, услуги по передаче данных, телефонии, беспроводным решениям, и информационной или ИТ-рынок, включающей в себя компании, занимающиеся производством оборудования, разработкой программного обеспечения, реализацией, а также оказанием ИТ-услуг.
Так же в этой классификации совершенно  отдельным  блоком  выделяются Интернеткомпании.  Эта  категория  занимается предоставлением  посредством  Интернет  какихлибо услуг: поисковых, информационных, исследовательских,  социальных,  рекламных, услуг по реализации товаров, занимаются продажей собственных товаров или перепродажей и др. Зачастую основной доход этих компаний формируется не напрямую, от клиентов-потребителей услуг, а за счет размещаемой ими контекстной и медийной рекламы, просмотр которой обеспечивается посещаемостью интернетсайта.
В  настоящее  время  отрасль  ИКТ  стремительно развивается не только количественно, но и качественно, а потому различные подходы к классификациям имеют право на соответствующие усовершенствования.
Ниже представим данную классификацию графически:
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. 

К ИКТ следует отнести и все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, мультимедиакурсы, интерактивные тренажеры и лаборатории, тестирующие системы и другие.
Использование ЭОР дает педагогам возможность углубления межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей, актуализации выбора образовательной траектории обучающимися, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения.
ИКТ – это и телекоммуникационные средства, через которые осуществляется учебный диалог, так необходимый при обучении. Преимуществом телекоммуникаций является и возможность объединения информационных ресурсов образовательных и научных центров, привлечения ведущих педагогов и специалистов, создания распределенной научной лаборатории и организации совместных научных экспериментов и образовательных программ.

2.В чем проявляются технологии представления информации?

Технологии представления учебной информации позволяют оформить учебные материалы, отличающиеся не только способом представления, но и доступом к ним, а также выполняемой ролью в учебном процессе.
Поэтому в состав учебно-методического комплекса по каждой дисциплине должны входить материалы, охватывающие все этапы учебного процесса. На этапе проектирования учебно-методического комплекса необходимо определить, в каком виде учебная информация по отдельной дисциплине будет усваиваться наиболее эффективно. Также у обучающегося всегда должна быть возможность выбора наиболее удобной для него формы представления учебного материала. Все это приводит к необходимости размещения учебной информации на разных типах носителей.
Полный комплект учебно-методических материалов, предназначенный для изучения отдельной дисциплины, принято называть мультимедиакурсом.
Мультимедиакурс - это комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса
Мультимедиакурс включает электронный учебник в сочетании с лабораторными тренажерами, тестирующими модулями, справочной системой, печатными материалами, аудио- и видеоприложениями.

3.Какие технологии являются основными при создании мультимедиа курсов?
Мультимедиакурс – один из видов электронных образовательных ресурсов, основанных на технологии гипертекста и мультимедиатехнологиях. 
Представление учебного материала в гипертекстовой форме существенно изменяет структуру и расширяет возможности электронной обучающей программы. Гипертекстовая технология обеспечивает многослойное, многоуровневое распределение учебного материала, что позволяет, с одной стороны, облегчить восприятие базовых понятий, а с другой стороны – углубиться в детали с необходимой полнотой. 
Одновременно на экране монитора может быть несколько гиперссылок, каждая из которых определяет свой маршрут "путешествия".
Благодаря интерактивности, обусловленной гипертекстовой технологией, обучающиеся самостоятельно управляют потоком учебной информации. Они могут не только читать с экрана, но и приобретать практические навыки при работе на компьютерных тренажерах, а также проверять и анализировать полученные знания через комплексы заданий, тестирующие системы, являющиеся компонентами мультимедиакурса.Таким образом, выстраивается своеобразный диалог между обучающимся и компьютерной программой. В отличие от печатного учебника электронный учебник может быть активным собеседником: задавать вопросы, проверять и комментировать ответы и т.д.
Интерактивность мультимедиакурса организует многократное обращение к изучаемому материалу, формам контроля, что обеспечивает его прочное усвоение. Таким образом, интерактивность дает возможность студенту или школьнику стать активным участником учебного процесса, что особенно важно при преобладающей самостоятельной работе с учебным материалом.
Мультимедиатехнология также расширяет применение компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, простроенный на использовании средств мультимедиа, включая образное мышление, помогает обучающемуся более наглядно, целостно воспринимать предлагаемый материал. 
Программы с использованием мультимедиа средств многомодальны, т.е. они одновременно воздействуют на несколько органов чувств, что позволяет в максимальной степени реализовать требование наглядности обучения. А известно, что от наглядности, доходчивости и смысловой полноты зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.
Перечисленные технологии осуществляют интеграцию значительных объемов информации на едином носителе, способствуют выбору индивидуальной образовательной траектории и темпа работы, которые максимально соответствуют способностям студента и уровню его подготовки, т.е. реализуют принцип индивидуализации обучения.
Мультимедиа курс, в отличие от других ЭОР, обладает весомыми дидактическими преимуществами.
Мультимедиакурс предоставляет обучающимся оптимальное сочетание различных способов работы: изучение теории чередуется с практическими заданиями, позволяющими закрепить полученные знания и приобрести первоначальные практические навыки, тестирующие программы обеспечивают контролирующие функции, позволяя обучающимся проверить и оценить полученные знания.
Включение в курс тестов и тренажеров позволит отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь с преподавателем.
Мультимедиакурс является средством комплексного воздействия на обучающихся, которое задействует разные каналы восприятия информации и активизируют одновременно все виды его деятельности: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную.
Мультимедиакурс удовлетворяет психолого-педагогическим, эргономическим требованиям, что позволяет адаптировать его к индивидуальным особенностям обучающихся.
Мультимедиакурс имеет более совершенное качество учебного материала, которое определяется не только содержанием и особенностями изложения материала, но и возможностями его представления.
Гипертекстовая технология позволяет обучающимся индивидуализировать учебный процесс путем выбора подходящей для них образовательной траектории. При этом учитываются индивидуальные особенности восприятия информации (восприимчивость человеческого глаза к определенным цветам, размеру шрифтов и т.д.), особенности памяти, мышления обучающихся.
Работа с мультимедиакурсом развивает общеинтеллектуальные, общепредметные умения (умения учиться, искать информацию, задавать вопросы и т.д.).

4.Каким образом осуществляется передача информации?

Технологии передачи учебной информации организуют доставку учебно-методического обеспечения образовательных программ.
Все ЭОР могут быть разделены на две группы: локальные и сетевые. 
Следует помнить, что соответствующий способ размещения информации накладывает определенные требования и на технологии создания ресурсов, и на технологии доступа к ним, и на технологии их доставки.
Локальные ресурсы представлены аудио- и видеозаписями на магнитной ленте, компьютерными обучающими программами и электронными копиями учебных материалов на дискетах, лазерных дисках и предназначены для работы на отдельном компьютере с возможностью передачи их на другой при помощи дискет или средствами локальных сетей. Они могут представлять собой самостоятельные компоненты и могут входить в состав комплекта электронного учебника. Локальные компоненты находятся непосредственно у обучаемого или в фондах учебного центра.
Сетевые ресурсы включают в себя информацию, размещенную в сети Интернет (сетевые версии электронных курсов, эксперименты с удаленным доступом и т.п.). Таким образом, способом доставки сетевых учебных материалов становится сеть Интернет, позволяющая осуществлять передачу электронных учебных материалов с сервера базового вуза на сервера любых учебных центров. Размещение учебных материалов в сети в виде специализированных баз данных позволяет наиболее просто организовать доступ к данным ресурсам и непосредственно управлять процессом обучения.
Еще одним средством передачи информации являются спутниковые системы связи, позволяющие на качественно высоком уровне проводить лекции преподавателей и осуществлять другие виды учебной деятельности как в режиме реального времени, так и в отложенном режиме. При такой передаче информации возрастает качество звукового и анимационного сопровождения лекции, скорость передачи информации и качество изображения. Лекция, транслируемая через спутник, как правило, сопровождается интерактивной презентацией, иллюстрирующей теоретический материал и обеспечивающей его наглядное представление. Использование лабораторного оборудования позволяет организовать в реальном времени постановку демонстрационного эксперимента, усиливающего понимание материала и его усвоение. 
Применение спутниковых технологий позволяет перейти на более высокую ступеньку использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий.

Используемые материалы:

http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/ Т.В. Руденко Дидактические функции и возможности примененияинформационно-коммуникационных технологий в образовании 
Вымятнин В.М., Демкин В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников. Томск: ИДО ТГУ, 2002.
 Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Мультимедиа курсы: методология и технология разработки // Открытое и дистанционное образование. – 2002. –№ 3 (7). – С. 34 – 61.
Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. – Томск: Изд-во: Том. ун-та, 2003. – 106 с.

3 комментария:

  1. По первому вопросу. Особенно порадовала схема "Классификация ИКТ", все четко, наглядно. Мне кажется, что даже описание, предшествующее схеме, можно убрать (но это мое личное мнение). И еще момент. Т.к. тема звучит "Обучение на основе ИКТ", хотелось бы увидеть классификацию ИКТ, используемых в образовательном процессе. К остальным вопросам дополнений нет. Хотелось бы отметить логичность и последовательность изложения материала. Спасибо, было приятно читать!

    ОтветитьУдалить
  2. На мой взгляд, в пункте 1 предполагалось представить классификацию ИКТ, использующихся в образовании. С моей точки зрения, схема, предложенная Алесей, отражает подход к систематизации ИКТ в сфере услуг, бизнес сфере.
    Содержание же пунктов 2,3,4 мне видится исчерпывающим.

    ОтветитьУдалить
  3. Схема классификаций великолепна, работа структурирована, осн. понятия выделены, приятно читать. Работа не требует дополнений.

    ОтветитьУдалить